Бронхоэктаз. Лечение бронхоэктаза

Бронхоэктаз — это необратимое увеличение участка бронха в результате повреждения бронхиальной стенки. Бронхоэктаз являются результатом многих состояний, которые напрямую или косвенно наносят повреждение бронхиальной стенке, при этом нарушая её стабильность.

Бронхоэктаз может возникнуть по всей длине или же на одном отдельном участке бронхов. Обычно он развивается в бронхах средних размеров, но часто поражает и более мелкие, которые расположены ниже.

Существует разновидность бронхоэктаза, который поражает большие бронхи. Такой бронхоэктаз возникает при аллергическом бронхолёгочном аспергиллезе, который в свою очередь вызывает иммунную реакцию на грибковую инфекцию.

Симптомы бронхоэктаза

Хотя появление бронхоэктаза возможно в любом возрасте, но чаще такое заболевание может проявиться ещё в раннем возрасте. Симптомы бронхоэктаза могут обнаружиться намного позже, или даже вовсе отсутствовать. Они формируются постепенно, чаще всего после заражения дыхательных путей, и обладают тенденцией к нарастанию.

Большинство больных жалуются на непрерывный кашель с обильным выделением мокроты.

Характер и количество мокроты во многом зависит от того, имеется ли инфекция и как поражены бронхи.

Довольно часто больной кашляет только поздно вечером или рано утром. Кровь в мокроте — это характерное явление, которая может быть порой первым (может и единственным) симптомом бронхоэктаза.

Постоянно повторяющиеся пневмонии также могут послужить признаком появления бронхоэктазии. Люди с распространённой бронхоэктазией, страдают хрипом или одышкой, хроническим бронхитом, эмфиземой или бронхиальной астмой. Очень тяжёлая форма бронхоэктаза может привести к повышению нагрузки на сердце (сердечная недостаточность). Это может вызвать отёк ног, скопление жидкости в брюшной полости и затруднённое дыхание, особенно в лежачем положении.

Стадии развития бронхоэктаза

1. Первая (ранняя) стадия отмечается поражением слизистых слоёв бронхов. На данной стадии течение бронхоэктаза доброкачественное.
  2. Вторая стадия характеризуется деструктивным процессом, поражая всю толщ стенок бронхов с перибронхиальной тканью. При такой стадии клиническая картина: хроническая пневмония с частыми обострениями, выделяется большое количество слизисто-гнойной мокроты.
  3. Третья стадия описывается ещё более глубокой степенью поражения бронхов с лёгочной тканью, отмечается течение болезни типа хроническая абсцедирующая пневмония (бронхоэктатическая болезнь). На данной стадии у больных непрерывно выделяется гнойная мокрота, часто с неприятным запахом, периодически кровохарканье. Внешнее дыхание у больных с единичным ограниченным бронхоэктазом не изменено.

При множественном и крупном бронхоэктазе отмечается увеличение остаточного объема воздуха и повышение времени смешивания газов (неравномерная вентиляция). Не взирая на количество и размеры бронхоэктазов, на любой стадии их появления могут быть установлены различной степени изменения дыхательных функций из-за сопутствующих заболеваний: склероз лёгочной паренхимы, обструктивный бронхит.

Классификация бронхоэктаза

Бронхоэктаз разделяется на формы:

Осложнённая форма бронхоэктаза характеризуется как признаками тяжёлой формы с добавлением вторичных осложнений: сердечно-лёгочная недостаточность, амилоидоз почек, лёгочное сердце, амилоидоз печени, нефрит. Также продолжительное течение бронхоэктаза может осложниться такими заболеваниями как: железодефицитная анемия, абсцесс лёгких, эмпиема плевры, легочное кровотечение.

Лечение бронхоэктаза

В Клинике педиатрии Доктора Трухманова ЛОР+ успешно ведётся лечение бронхоэктаза. В период обострения бронхоэктаза основные лечебные мероприятия направляются на санацию бронхов с дальнейшим подавлением гнойно-воспалительных процессов в бронхиальном дереве.