Фарингит. Лечение хронического фарингита

О фарингите

Фарингит — это заболевание глотки, которое носит инфекционный характер, сопровождается поражением лимфатических узлов и слизистой оболочки. Заболевание редко бывает изолированным, сочетается с острыми воспалительными заболеваниями верхних дыхательных путей. Фарингит, как правило, наблюдается в среднем и более пожилом возрасте. У детей чаще всего развивается острая форма фарингита. Если верить статистике, то мужчины болеют данным заболеванием чаще, чем женщины.

Симптомы фарингита

Симптомы фарингита очень разнообразные, но у большинства больных отмечается неприятное ощущение при проглатывании. Также симптомами фарингита являются:

Могут присоединяться следующие симптомы: слабость с периодическими или постоянными головными болями, не исключено повышение температуры тела. При фарингите увеличиваются в размерах затылочные и подчелюстные лимфатические узлы, иногда сопровождаются болью при нажатии.

При симптомах как заложенность и боль в ушах стоит без промедлений обратиться к врачу-специалисту, а именно к ЛОР-врачу. Такие симптомы говорят о перемещении инфекции из области глотки в среднее ухо, что может привести к воспалению и дальнейшей потере слуха.

Причины фарингита

Острый фарингит развивается при воздействии инфекционных агентов. В 75% случаев — это вирусы, оставшиеся 25% — это бактериальные инфекции, грибковые, аллергические реакции и травмы.

Причиной хронической формы фарингита является долго протекающее воспаление слизистой глотки, частые простудные заболевания, добавление бактериальных инфекций к имеющимся вирусным инфекциям. Также причиной фарингита могут быть неблагоприятные экологические и климатические условия (грязный воздух, курение и злоупотребление алкоголем, химические вещества).

Для хронической формы фарингита характерен длительный период развития.

Как и все хронические болезни, фарингит обостряется при сниженном иммунитете, а также при наличии инфекционных заболеваний, протекающих параллельно при стрессовом состоянии, или в случае переохлаждения организма. В зависимости глубины и от степени поражения слизистой оболочки фарингит делят на несколько форм — это атрофическая, катаральная и гипертрофическая.

Хронический фарингит

Фарингит, который протекает на протяжении многих лет и характеризуется сменяющимися ремиссиями и обострениями, называется хронический. При хроническом фарингите кашель сухой и носит навязчивый и поверхностный характер, продолжается и вне обострения. При хроническом фарингите отмечается повышенная восприимчивость к любому воспалительному заболеванию. Обострения могут вызываться интоксикациями, стрессами или определёнными травмами.

Хронический фарингит зачастую выступает как одно из проявлений заболеваний в желудочно-кишечном тракте. В таких случаях без ликвидации основных причин заболевания абсолютно любые методы лечения не дают достаточный и продолжительный эффект.

Фарингит у детей

Причиной острой формы фарингита у детей обычно служат инфекционные заболевания:

Фарингит у детей также может возникнуть на фоне насморка, когда в свою очередь слизистый секрет стекает по задним стенкам глотки, раздражая её слизистую. Причиной фарингита у ребёнка может быть термический ожог (от употребления горячей пищи) и аллергия.

Переохлаждение глотки или употребление холодной еды служит пусковым элементом при развитии фарингита у детей.

Причиной развития хронического фарингита у ребёнка может быть дыхание через рот при затруднённом носовом (вызвано заболеваниями: аденоиды, хронический насморк, искривление носовой перегородки, аденоидит, хронический тонзиллит).

Лечение фарингита

Лечение фарингита в клинике педиатрии Доктора Трухманова ЛОР+ комплексное и направлено на устранение местных симптомов болезни, воздействуя на основные причины, поддерживающие фарингит.

Основной задачей лечения фарингита является купирование неприятных ощущений.

Для эффективного лечения задействуются противовоспалительные и болеутоляющие, а также антибактериальные и антисептические препараты.

Для местного лечения как острого, так и хронического фарингита, применяются препараты, которые способствуют увлажнению слизистой оболочки и снимают ощущения, рассматриваемые как парестезии — это чувство щекотания и першение в горле, наличие инородного тела.

В случае, когда фарингит имеет инфекционную природу, применяется пульверизация полости глотки с помощью аэрозолей комбинированного действия (болеутоляющие и антисептические). Выбор антибактериального средства во многом зависит от установленного возбудителя при средней и тяжёлой форме фарингита.

При аллергических фарингитах наши врачи-специалисты применяют комплекс антигистаминных препаратов.