ХИБ-инфекция

Гемофильная палочка типа b (Haemophilus influenzae тип b, ХИБ) в силу особенностей развития иммунной системы ребенка представляет опасность для детей в возрасте до 5 лет. Является второй по значимости после менингококков причиной бактериальных менингитов у детей в возрасте до 5 лет, около 25% пневмоний (воспаление легких), до трети всех случаев ОРЗ, части бронхитов, отитов и других заболеваний. Основная опасность состоит в том, что носителями гемофильной палочки являются до 40% детей, посещающих детские сады. Учитывая это, а также способность микроба передаваться не только воздушно-капельным, но и контактным путем (со слюной, через игрушки), для детей, начинающих посещать детские сады, гемофильная палочка представляет особую опасность.

Как показало многократное снижение частоты ОРЗ и уровня носительства ХИБ в результате вакцинации в организованных детских коллективах, гемофильная инфекция, по сути, является основной причиной ОРЗ у детей, посещающих детские сады. Прививка обладает практически 100%-ной эффективностью и защищает ребенка на протяжении всего периода восприимчивости к ХИБ-инфекции, то есть, до 5 лет. Переносится прививка легко — побочные реакции имеют место не более, чем у 5–7% привитых и в основном выражены покраснением и небольшим уплотнением в месте введения вакцины. Температурные реакции не характерны и встречаются редко. Прививку можно делать с возраста 3 месяцев, при этом полная схема вакцинации аналогична таковой для АКДС и состоит из 4-хпрививок. Преимуществом полной вакцинации является возможность защитить ребенка на период максимального риска ХИБ-менингита — на возраст6–12 мес.

При возрасте ребенка свыше 12 месяцев показана всего одна прививка ХИБ-вакциной. Вакцинацию против ХИБ-инфекции можно сочетать с другими календарными (кроме БЦЖ) и некалендарными (кроме вакцины против бешенства) прививками.