г.Энгельс
пн-вс 08.00-20.00
+7(8453) 54-44-54
Вызов врача на дом
Записаться на прием к врачу
Расписание работы врачей

Педиатрия доктора Трухманова
г.Маркс
пн-пт 08.00-18.00
сб - 08.00-14.00
вс - выходной

+7(84567) 57-003
Вызов врача на дом
Записаться на прием к врачу
Расписание работы врачей
Внимание! В продаже появилась бесклеточная вакцина Инфанрикс - комбинарованная вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша.

Подготовка ребенка к школе

ПРЕПЯТСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

В семье, где подрастает ребенок, разговоры крутятся вокруг одного – скоро в школу. Что и говорить, это – важнейший этап и для него и для родителей. Сегодня мы поговорим о том, как и когда надо готовить малыша к школе.

I. Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?

Перечисленные выше факторы в совокупности и определяют психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Родители же чаще всего уделяют внимание последнему фактору – интеллектуальной готовности к обучению, считая его самым важным и главным. Психологическая практика доказывает ошибочность этого мнения.

II. В каких случаях к школе необходимо готовиться особенно внимательно?

  1. Если беременность и роды протекали с осложнениями.
  2. Если ребенок перенес родовую травму или родился недоношенным.
  3. Если ребенок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудным заболеваниям, есть нарушения сна.
  4. Если ребенок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив.  Если вы замечаете длительную расторможенность.

III. Чему и как учить до школы?

Давайте попробуем «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника неготового к школе и, отталкиваясь от этого, решит, чему и как учить до школы. Отберем для «портрета» самые характерные черты:

Как правило, эти недостатки у ребенка не единичны, а встречаются в комплексе, что значительно осложняет адаптацию к школе и дальнейшее обучение. На основании этого попробуем сформировать алгоритм подготовки ребенка к школе.

Здесь важен следующий момент: к сожалению не все родители считают, что подготовка к школе ребенка их забота. Думают, что все придет само собой – «вырастет-научится» - не следует уделять подготовке к школе специального снимания, забывая, что именно семья играет ведущую роль в подготовке к обучению в школе.

1. Мотивация к обучению в школе

Чтобы сформировать положительную мотивацию необходимо:

2. Социальная готовность.

С приходом ребенка в школу, у него полностью меняется образ жизни, и ему придется ко многому приспосабливаться.

Прежде всего:

Обратите внимание на все эти моменты, подготовьте к ним ребенка. Объясните ему также, если он еще не знает, что взрослых надо называть на «Вы» и по имени отчеству, разговаривать с ним уважительно. Даже если у вас в семье царят свободные нравы, вряд ли от вашего чрезмерно раскрепощенного малыша будут в восторге учителя. Да и вообще, по правилам: ходить, сидеть, разговаривать, одеваться. Если в семье не уделяется внимание дисциплине, ребенку будет трудно в школе. Соблюдайте режимные процессы. Учитесь рассчитывать время.

3. Интеллектуальная готовность.

«Разве готовность к школе и интеллектуальное развитие ни одно и тоже?» - задают вопрос многие родители, часто путая термин «интеллектуальное развитие» и обученность.

Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать считать.

Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Обученность и умственное развитие – не синонимы.

Например, родители уверены, что их ребенок готов к школе, потому, что он умеет читать, писать, считать, имеет объем знаний. Но в школе ребенок испытывает трудности, постепенно теряет интерес к обучению и отказывается идти в школу. Что случилось? – обученность может облегчить жизнь ребенку в первое время пребывания в школе, создавая временную успешность. При этом:

Но резерв обученности истощается (на старых запасах далеко не проедешь), а работать, достигая цели ребенок уже отвык. Как следствие, - плохие оценки, нежелание учиться.

Что делать? 

  1. проговаривание вслух (называние того, что видят, слышат)
  2. повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала)
  3. запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим)
  4. актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом
  5. объединение заучиваемого одной общей темой и т.п.

4. Здоровье ребенка

Необходимо до начала школьного обучения максимально укрепить здоровье ребенка. Ведь, как правило, за адаптацию к школе дети платят высокую цену – собственное здоровье. А если здоровье слабенькое?

Самый важный  фактор успешности ребенка в подготовке к обучению в школе – эмоциональное благополучие в семье!

Уважаемые родители, многое зависит от Вашего терпения и организованности, от желания помочь своему ребенку в подготовке к обучению в школе.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромный возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Но не забывайте, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Ребенок дошкольник – ребенок играющий. Именно через игру можно достичь положительных результатов в подготовке к обучению в школе.

Учите играя! Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Получайте удовольствие от процесса общения в игре, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться со своим ребенком.

Для оформления медицинской справки по форме 026/у (перед школой) вы можете обратиться в Клинику Педиатрии доктора Трухманова.

Успехов Вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕШЕНИЕ 

«Мне в школе плохо» - эти слова иногда говорит ребенок, проучившись совсем немного. Слишком трудным оказывается переход к новой жизни с ее жесткими требованиями, оценками, режимом…

Редко можно встретить человека, для которого начало школьной жизни было простым…

С поступлением ребенка в школу, в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни ребенка продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры в правилами, игры-драматизации.

Ребенок пришел в школу и первая задача -  главная задача – адаптироваться. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходи не сразу, не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Рассмотрим процесс адаптации подробнее. Адаптация – это процесс довольно длительный, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Выделено три основных этапа адаптации:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Это «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакции на это воздействия. Если на первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм трат все что есть, а иногда и «в долг берет», то на втором этапе «буря» начинает затихать.

Третий этап – период наиболее устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем:

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель. Наиболее сложными являются 1 и 4 недели.

Все эти нарушения (функциональные отклонения) вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

В основном дети быстро адаптируются, но у некоторых адаптационный период затягивается. Такие дети часто болеют (болезни носят психосоматический характер), причем это может происходить и на фоне хорошей успеваемости.

Некоторые дети невеселы по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Часто нарушается сон. Страх перед школой, по утрам развивается рвота.

все эти симптомы нельзя оставлять незамеченными. К сожалению, нередко родители не придают значения жалобам ребенка, считая их симуляцией, забывая, что организм ребенка платит за большие нагрузки дорогой «ценой» - здоровьем.

В период адаптации первоклассник требует к себе особого внимания, при необходимости можно прибегнуть к помощи психолога.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой, не хватает родителям терпения и снисходительности, спокойствия и доброты, часто из «добрых побуждений» они становятся виновниками «школьных стрессов». Почему? Скорее всего потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.

РАССМОТРИМ ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НАЧАЛОМ

ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

I. Новый коллектив, новые требования, новый распорядок дня – дети часто не справляются с этим калейдоскопом. Еще совсем недавно любые достижения маленького человека вызывали у окружающих только восторг и умиление, а в школе многие из них подвергаются критике. Вполне понятно, что ребенок воспринимает их болезненно и склонен преувеличивать. Родители реагируют на эту ситуацию двумя способами:

1. Они заранее боятся, что их ребенок не справится со школьной программой, боятся, что в школе ребенок будет плохо учиться, что он будет болеть. Этими страхами родители «заражают» ребенка. Результат долго не заставляет себя ждать.

2. Вторая категория - чрезмерно оптимистично  настроенных родителей ожидает от ребенка только очень высоких достижений и активно демонстрируют свое недовольство тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.

Единственное, что может поддержать ребенка в начале школьного пути, дать силы преодолеть трудности – это успех. Пусть малыш делает только шаг вперед, два назад, но все же он идет вперед. Пусть это движение замечаете только Вы, этого уже достаточно.

II. Проблемы  «сильного ученика».

Нельзя проходиться с ребенком программу школы заранее (решать заранее задачки, выполнять задания наперед) – ему будет, мягко говоря, скучно в школе, но это не самое страшное. Страшно то, что дети приучаются отбывать часы, ничего не делая. У них создается ощущение успешности (ведь дома он уже решил с мамой эти задачи). Но насколько эта успешность истинная? Здесь существуют следующие варианты развития «успешной ситуации»:

III. Оценки: плохие и хорошие.

Вроде бы все ясно с оценками: пятерка – прекрасно; четверка – неплохо; тройка – так себе… Но, далеко не все оценки являются действительным показателем успеваемости ребенка. В каждом классе есть в меру способные, но очень не вверенные в себе дети – «середнячки», которые не считают возможным учиться плохо и поэтому кропотливо выполняют все «от» и «до». Родители довольны ими, но ни о каком удовольствии от учебы речь здесь не идет. Эти дети скованы, редко бывают веселыми в школе,  у них мало друзей. Оценки становятся мерилом отношений со взрослыми…

Давайте вспомним: как чаще всего мы реагируем на то, что ребенок приносит в дневнике? Хорошая оценка – радует, из-за плохой – мы либо расстраиваемся, либо ругаем маленького  ученика. И ребенок, не привыкший, что его оценивают по 5-и бальной шкале, чувствует себя виноватым (огорчил родителей) или вообще может счесть себя неспособным. Но это все не так! Плохие оценки – не «болото», и которого надо «вытягивать себя за уши». Действительно серьезный повод для беспокойства может быть  у родителей, если ребенок в 1-2 классе учится исключительно на 2-3 балла. В этом случае необходимо проконсультироваться со специалистами. Здоровый ребенок осваивает программу начальных классов без особых проблем.

Чем раньше родители поймут в чем причина неуспеваемости, тем больше шансов исправить все  наименьшими потерями.

IV. Кому трудно учиться. Причины и виды неуспеваемости.

V. Позиция школьника. Мотивация учения.

Трудности возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны неустойчивостью, несформированностью внутренней позиции школьника.   У детей со сформировавшейся позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряю свою привлекательность, обесцениваются. Распространены однако, случаи, когда у детей остаются ильные игровые мотивы. Это проявляется в частности, в том, что во время выполнения заданий ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, но в игре очень сосредоточен.

Для формирования у таких детей учебной мотивации требуется специальная работа. Особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, то он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. Стимулирование мотива кампетентности.

Более сложным оказывается случай, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учителю. Чаще всего это бывает в трех случаях:     

Ребенок выполняет свои школьные обязанности подобно роли в игре. На месте этой детской произвольности необходимо формировать тип произвольности,  отвечающей особенностям учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка.

В начальной школе ребенок должен научиться писать, читать, считать, а также привыкнуть к мысли, что учеба – это дело, за которое он отвечает. Его отношение к обучению зависит не столько от школы, сколько от семьи.

Бессмысленно ожидать, что учебное заведение исправит недостатки родительского воспитания. Никакой сверх престижный лицей не сможет заставить ребенка много читать, если у него дома всего две книжки (поваренная и справочник автомобилиста), не научит дружить, если из-за нагрузки он не имеет времени просто выйти во двор, не воспитает уверенности в себе, если родители ждут от него только пятерки.

ПОМНИТЕ, ЧТО:

© SmartLine