Повышенное внутричерепное давление

Гипертензионно-гидроцефальный синдром у детей раннего возраста.

Одной из самых частых причин обращения к врачу неврологу является головная боль. Приблизительно в 20-25% ее причиной является внутричерепная гипертензия. Что же понимается под этим понятием и насколько опасно данное состояние?

Ткань головного мозга очень нежна и чувствительна, поэтому мудрая природа для защиты этого важного органа от внешних механических воздейстивий поместила головной мозг человека в защитную жидкую среду, которая представлена спино-мозговой жидкостью — ликвором. Ликвор находится в полости черепа под определенным давлением. Именно давление ликвора на головной мозг и называется внутричерепным давлением.

Каковы механизмы повышения внутричерепного давления?

Выделяюь три основных механизма повышения внутричерепного давления:

Непосредственными причинами запускающими механизмы повышения внутричерепного давления могут быть:

Если внутричерепное давление повышено существенно и достаточно долго по времени пространства в полости черепа, заполненные ликвором могут расширяться, это расширение называют гидроцефалией, а объем головного мозга уменьшается, происходит его атрофия. Какими симптомами сопровождается внутричерепная гипертензия? Как уже было сказано выше, ведущим симптомом является головная боль. Причем она имеет свои особые характеристики: резкая, интенсивная, распирающего характера, сопровождающаяся тошнотой, часто рвотой не приносящей облегчения, при этом может отмечаться свето и звукобоязнь, а также другие симптомы.

Наиболее опасна внутричерепная гипертензия в раннем детском возрасте.

Во-первых, ребенок не всегда может описать свое самочувствие. Во-вторых, в раннем возрасте давление ликвора нестабильно, а мозг не сформирован до конца. Если вовремя не обратиться к врачу, то заболевание за счет атрофии головного мозга, может сопровождаться тяжелыми отклонениями в развитии, вплоть до формирования умственной отсталости. Какие симптомы должны насторожить родителей детей первого года жизни? Чрезмерно быстрое увеличение размеров головы, снижение аппетита, появившееся косоглазие, заведение глазных яблок вниз - «удивленный взгляд» (так называемый симптом «заходящего солнца»), периодически возникающие срыгивания и рвота, выбухающий, напряженный, пульсирующий родничок.

Нередко после обследований малышам ставят диагноз - «гипертензионно-гидроцефальный синдром», не путайте с гидроцефалией. В данном случае речь идет лишь о повышенном внутричерепном давлении. А своевременно проведенное лечение позволит предотвратить развитие такого грозного зоболевания как гидроцефалия с атрофией вещества головного мозга. Поэтому гипертензионно-гидроцефальному синдрому медики ставят «благоприятный прогноз». Диагностика повышенного внутричерепного давления в первую очередь основывается на клинических данных, то есть на жалобах и отклонениях в неврологическом статусе, выявленных при осмотре. Также в диагностике используются инструментальные обследования, такие как ультразвуковое исследование головного мозга у детей раннего возраста (нейросонография), дуплексное сканирование сосудов головного мозга, осмотр глазного дна и другие методики.

При лечении внутричерепной гипертензии используется:

Также используется комплекс физиопроцедур, массаж. Кроме того за маленькими пациентами необходимо динамическое наблюдение специалиста, так как уже было отмечено выше ребенок не может, в силу возраста, охарактеризовать изменение в состоянии своего самочувствия. Также при повторных осмотрах врач оценивает эффективность проведенного лечения, своевременность и правильность психомоторного развития ребенка, которые могут нарушаться при повышенном внутричерепном давлении, определяет дальнейший план наблюдения и если необходимо лечения.

Помните, что здоровье человека закладывается с первых дней жизни. Поэтому будьте внимательны к своим детям, своевременно и в полном объеме выполняйте рекомендации специалистов.