пн-сб 08.00-14.00

Синдром хронической усталости у школьников

Третья четверть – самая длинная в году, да и сил у детей уже не так много, как после летних каникул. Поэтому неудивительно, что школьники испытывают переутомление, у них портится характер, а от желания идти в школу не остается и следа. Все это психологи называют синдромом третьей четверти у школьника. Как распознать этот синдром и отличить его от простых капризов или временной усталости? И что делать, чтобы вдохнуть в своего школьника жизнь и активизировать его внутренние резервы? Об этом мы поговорим сегодня.

Многие родители наверняка замечают, что дети ссылаются на усталость и головную боль при объяснении причин своего нежелания идти в школу. На самом деле это не всегда значит, что ребенок попросту не хочет учиться.

Головная боль — довольно распространенная проблема детей среднего и старшего школьного возраста.

Если головные боли у первоклассников бывают довольно редко, то с ростом умственных и психоэмоциональных нагрузок в средних и старших классах процент детей, страдающих головной болью, неуклонно растет. Существует даже термин «школьные головные боли», который подразумевает, что эпизоды такой боли учащаются с началом учебного года и уменьшаются или прекращаются на каникулах.

То, что происходит со школьниками в конце февраля и марте, у психологов называется "синдром третьей четверти". Дети теряют интерес к учебе, конфликтуют с учителями, сверстниками и родителями. Все это может свидетельствовать о накопившемся утомлении. Синдром хронической усталости наблюдается у школьников по всему миру.

Дорогие родители, пожалуйста, будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Обратите внимание, что первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Не требуйте от ребенка невозможного. Если Вы интуитивно чувствуете, что ребенок страдает от занятий, подавлен, устает, не обманывайте себя, не игнорируйте эти факты.

Синдром хронической усталости – это состояние, которое характеризуется повышенной утомляемостью и постоянным чувством усталости, сонливостью и депрессией. При синдроме хронической усталости от умственного и физического перенапряжения страдает центральная нервная система, головной мозг, эндокринная и иммунная системы организма. Природа синдрома хронической усталости по-прежнему остается загадкой.

Синдром хронической усталости у школьников

Определить, что ребенок устал, а не просто ленится, вам поможет следующий тест:

ТЕСТ - Как понять, что ребенок "выдохся"?

Итак, если ваш школьник:

1. делает глупые ошибки в тетрадях;
  2. более вял, плаксив или сонлив, чем обычно;
  3. засыпает в непривычное для него время;
  4. испытывает головные боли во второй половине дня;
  5. грубит и обижается больше обычного;
  6. в рисунках преобладают коричневые и черные тона;
  7. не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
  8. подхватывает любую инфекцию;
  9. появились темные круги под глазами;
  10. подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует предметами;
  11. не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, хотя раньше этого не наблюдалось;
  12. во время письма часто меняет почерк;
  13. сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке
    - стал прогуливать уроки.

Ответ "да" оценивается в 3 балла, "нет" - 0 баллов, затрудняетесь с ответом - 1 балл.

Подводим итоги:

Если хотя бы на семь вопросов вы ответили «да», то ваш ребенок стал жертвой синдрома третьей четверти. И одного сочувствия, дополнительного отдыха может оказаться недостаточно – потребуется консультация врача. В современном арсенале медиков есть средства, помогающие справиться с повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой.

Синдром хронической усталости у школьниковУ школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%.

Ребенок может жаловаться на тупую и длительную давящую головную боль в области лба, глаз, затылка. Такая боль — следствие психического напряжения, которое появляется в результате острого или хронического стресса. Часто стресс сопровождается напряжением лобных, височных, затылочных или шейных мышц, что вызывает спазм сосудов и ухудшает кровоснабжение головного мозга.

Симптомы заболения

Головная боль напряжения (ГБН) возникает у школьников в период 7 – 17 лет. Боль чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя может наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют.

Погодные условия (короткий световой день, перепады атмосферного давления, температур и т. д.), монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до каникул целых 2 месяца) нагнетают внутреннюю тревогу, подрывают здоровье ребенка и провоцируют депрессивные настроения в детском коллективе. На фоне всеобщей усталости и повышенной раздражительности мелкие проблемы и зоны напряжения во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками вырастают в острые конфликты. По данным статистики, именно на третью четверть приходится максимальное количество обращений к школьному психологу и социальному педагогу.

К этому следует добавить, что на большей территории России третья школьная четверть (с середины января до конца марта) приходится на период максимального эпидемиологического неблагополучия. В некоторых регионах из-за эпидемий гриппа и ОРВИ приходится останавливать учебный процесс.

Свой вклад в тревожную картину третьей четверти вносит и учебный план. Все предметные программы построены так, что самый сложный и объемный материал изучается именно в третьей четверти.

Исследования показывают, что работоспособность детей быстро снижается после пяти недель учебных занятий, а непрерывное обучение в течение периода, превышающего восемь недель (традиционная третья четверть длится 10 недель), приводит к тому, что младшие школьники прекращают набирать вес или даже начинают его терять.

Причины возникновения головных болей у школьников:

Синдром хронической усталости у школьниковВ последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей, волнуются во время ответа на уроке. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках.

Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного пребывания ребенка в одной позе на уроках – за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. Это сопровождается перегрузкой мышц и суставов шеи с последующим нарушением движений (блокирование) последних.

Сочетание этих факторов в каком бы то ни было соотношении присутствует практически во всех случаях данного заболевания и способствует возникновению двух основных механизмов развития головных болей: напряжению мышц головы и шеи и изменению сосудистого тонуса, в первую очередь — тонуса вен, вследствие чего происходит ухудшение оттока крови из полости черепа.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. В клинике педиатрии Доктора Трухманова ЛОР+ разработаны программы комплексного обследования и лечения для пациентов с синдромом хронической усталости, головной болью напряжения, синдромом вегетативной дисфункции.

Запись на прием к врачу