Зондирование (промывание) слезного канала

Зондирование слезного канала

Практически сразу после появления на свет, у ребенка, довольно часто возникает гнойное выделение из глаз. Одной из причин таких выделений может стать дакриоцистит у новорожденных, проще говоря, воспалительный процесс слезного мешка. Дакриоцистит у детей диагностируется в первые дни и недели жизни, поэтому бывает, что диагноз ребенку ставится уже в роддоме. Но, к сожалению, не во всех случаях удается распознать заболевание на такой ранней стадии, пока еще не началось острое воспаление слезного мешка.

Основными признаками этой болезни является слизисто-гнойные или слизистые выделения из глаза, во внутреннем углу глаза небольшая припухлость.

Почему же возникает дакриоцистит у новорожденных?

Находясь в утробе, малыш всячески защищен от разного рода внешних воздействий. Многие органы во внутриутробном периоде «работают» не так, как после рождения. Это касается и глаз, которые пока еще не выполняют свое главное назначение. Для оттока слезы природа создала носослезный канал. В утробе этот канал «закрыт» желатинозной пленкой, чтобы околоплодные воды не попадали в носовые и дыхательные пути плода. В идеале при рождении «под воздействием» крика и вдоха эта пленка разрывается, и глаз начинает приспосабливаться к своим новым функциям. Но по многим (не всегда известным) причинам иногда прорыв не происходит, и слезноносовой канал остается закрытым, то есть непроходимым.

По мере взросления ребенка меняются и функции глаз. Слезные мешочки вырабатывают все больше слез для очищения глазных яблок, но если слезе некуда оттекать, то она скапливается сначала в уголках глаз, а затем и вытекает наружу (при этом часто говорят, что у ребенка «глаза на мокром месте», или наблюдают повышенное слезотечение). «Грязная» накопившаяся слеза – отличная среда для размножения болезнетворных бактерий, а отсюда и «глазные проблемы» (гнойные выделения из глаз, закисание и слипание век, беспокойство крохи).

Весьма часто при указанных симптомах врачи и родители лечат конъюнктивит, и лишь после неуспешного курса терапии начинают выяснять, а не дакриоцистит ли это? Хотя на самом деле с исключения непроходимости слезного канала и нужно начинать. Следует помнить, чтонераспознанный дакриоцистит у детей может привести к тяжелому осложнению – флегмоне слезного мешка. Также причиной этого может быть неверное положение мембраны или не полностью рассосавшаяся эмбриональная ткань. Поэтому вернее будет обратиться к детскому окулисту.

Признаки дакриоцистита:

После того как вам точно установили диагноз нужно немедленно приступать к лечению. Скорее всего, в качестве лечения вам назначат специальный массаж.

Если слезный канал младенца после проведения специального массажа остался без изменений, то вам необходимо будет делать зондирование. Так как продолжительное проведение массажа слезного мешка и отодвигание зондирования нередко приводит к осложнениям.

Зондирование слезных каналов можно проводить только в первый год жизни малыша, желательно в возрасте до 5 месяцев. У детей старше 8 месяцев желатиновая пробка затвердевает и от нее становится сложнее избавиться.

Зондирование слезного канала - это относительно простая операция, которая заключается в прокалывание пленки.

Перед проведением зондирования

Промывание слезного каналаПеред тем как провести зондирование нужно убедиться в том, что причина застоя слез кроется именно в непроходимости канальца.

Требуется тщательное обследование у отоларинголога, ведь иногда подобные дакриоциститу симптомы могут наблюдаться при врожденных аномалиях строения лицевого скелета или неправильном расположении носовой перегородки.

Перед проведением процедуры зондирования малыша осматривает врач-педиатр, чтобы убедиться в том, что причиной отсутствия слезок является именно дакриоцистит

Перед зондированием ребенку нужно сдать анализы на свертываемость крови.

Как проводят зондирование?

Врачи настоятельно рекомендуют не бояться процедуры зондирования, так как она длится всего пару минут, за которые кроха даже не поймет, что с ним произошло. Процедура проходит под местной анестезией, поэтому малыш не испытывает никакой боли.

Все, что потребуется – набор инструментов и стерильные перчатки. Вначале ребенка пеленают, фиксируют голову малыша, чтобы он не дернулся во время введения зонда. Далее раскрывают глаз и закапывают обезболивающее.

Итак, после обезболивания врач расширит слезные протоки крохи с помощью зондов Зихеля, затем прорвет пленку и прочистит слезный канал зондом Боумена. После мини-операции глазки и каналы промывают дезинфицирующими средствами и физраствором. В общей сложности бужирование занимает не более 5 минут.

Обычно достаточно всего одной процедуры, но иногда требуется и повторное зондирование. Чтобы его избежать, ребенку назначают глазные антибактериальные капли и обязательно! профилактический массаж.

Чтобы убедиться в эффективности зондирования через некоторое время после процедуры врач может провести пробу Веста. Для этого в глазки крохи закапывают цветной раствор колларгола, а в носовой ход вставляют ватный тампон. Если через пять минут конъюнктива глаз очистилась, а на ватке появились следы краски, то зондирование прошло успешно. Если же тампон окрасился через 20 минут и более, или не окрасился вообще, тогда вам понадобится повторное обследование и зондирование.

Возможные осложнения

Зондирование слезного канала у новорожденных – это все же операция, хоть и несложная. Осложнений можно избежать, если процедуру проведет опытный врач. Однако сложно предугадать, как маленький организм отреагирует на анестезию.

Промывание слезного каналаОбратите внимание, что чем старше ребенок, тем сложнее становится процедура зондирования, ведь желатинообразная пробка огрубевает, а значит, пробить ее будет труднее, да и годовалого малыша тяжелее удержать в недвижном положении. Если при дакриоцистите очень часто ребенок «цепляет» дополнительные инфекции, то самостоятельное открытие канала становится практически невозможным. Однако и зондирование порой может усложнить жизнь ребенку. Поскольку хирургическое вмешательство провоцирует «защитную реакцию» организма, то весьма часто в зоне прокола образовывается рубец, а это является причиной повторной непроходимости слезных каналов. Чтобы такого не произошло – выполняйте все рекомендации врача, особенно ответственно отнеситесь к массажу.

Эффективность от зондирования вы не будете наблюдать лишь в тех ситуациях, когда возникновение дакриоцистита определен иными причинами такими, как искривление носовой перегородки, патология развития носового и слезного канала, и др. Этим детям требуется сложнейшее операционное вмешательство, которое проводится не раньше шести лет.