Здоровое детство - здоровое будущее

В рамках собственного благотворительного проекта «Здоровое детство – здоровое будущее», врачи Клиники Педиатрии Доктора Трухманова на безвозмездной основе ежегодно проводят лекции для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ и интернатов. Цель профилактических лекций Клиники – популяризация здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Одна из тем, разработанных специалистами сети Клиник Доктора Трухманова по инициативе сотрудников общеобразовательных учреждений стала тема «Трудности подросткового возраста: отношения родителей и детей».

Именно на эту тему были проведены лекции-беседы с родителями СОШ №3 г. Маркса, СОШ №4 г. Энгельса и СОШ с. Заветы Ильича, которые прошли в рамках общешкольных родительских собраний.

Цель лекции-беседы: познакомить родителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста, расширяя их представления об особенностях «трудного» подросткового возраста, при этом выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.

Подростковый возраст - очень сложный период. Еще говорят: «Подростковый возраст - это время, когда хочется сбежать из дома, потому что ребенок тебя не понимает!»

«Переходный», «трудный», «критический»... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает родителям и учителям найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации. Подростковый возраст - это период открытия «Я».

Главное, что отличает подростка - это возникновение у него ощущения собственной взрослости и стремления быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. На какой же основе может возникнуть у него это ощущение? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.

Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идет от обостренного чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность.

С подростком могут происходить негативные изменения: ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность; проявления эгоцентризма; намеренная манипуляция взрослыми; внутренний конфликт с самим собой и окружающими; повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым; страх одиночества, мысли о суициде.

Наблюдается полная потеря контакта и взаимного доверия. Взрослые не понимают их состояния, в это время дети - подростки пытаются обрести независимость, освобождение из-под опеки взрослых.

Но несмотря на всю взрослость и кажущуюся агрессивность, подросток остается уязвимым и беспомощным. Он — как конструкция, которую разобрали, но собрать так и не успели.

На семью в этот период возлагается трудная задача: дать ребенку возможность отделиться и в то же время отвечать за его поступки. Крайне необходимо, чтобы в семье был хороший климат, доверительное общение, способное сглаживать все удары и падения.

О том, как распознавать ошибки в воспитании, как повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и как найти подход к своим подросткам родителям рассказал кризисный психолог Клиники Педиатрии Доктора Трухманова – Лебедева Наталья Владимировна.